Александровский муниципальный округ
Ставропольский край

Отдел организационно-правового обеспечения и труда

Начальник отдела – Лисянский Виталий Владимирович 
Контактные телефоны: (886557) 2-79-87
Отдел осуществляет:
- мониторинг задолженности по оплате труда в организациях, расположенных на территории округа;
- уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений;
- подготовку прогноза по структуре и численности трудовых ресурсов и прогноза потребности в специалистах и рабочих кадрах в отраслях экономики округа;
- содействие предприятиям всех отраслей экономики округа в вопросах развития кадрового потенциала;
- сбор, обработку, анализ информации о состоянии условий и охраны труда;
- координацию в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций округа;
- в установленном порядке расследование групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве;
- разработку документов правового характера, методическое руководство правовой работой в управлении и оказание правовой помощи всем структурным подразделениям;
- представительство в суде, в арбитражном суде, в других органах при рассмотрении правовых вопросов.
Найдено 1 документ
Охрана труда в цифрах
Опубликовано: 27.11.2023
Изображения.

Данные материалы предназначены для совершенствования работы по охране труда в организациях, помощи работодателям в реализации обязанностей по охране труда с учетом особенностей и специфики производственных процессов в части разработки систем управления охраной труда, организации инструктажей, оценки и управления профессиональными рисками и т.п.
Экспертами ВНИИ для каждого сервиса разработаны алгоритмы простых действий, рекомендации для осуществления необходимых мероприятий и шаблоны документов, подготовлена систематизированная база нормативных правовых актов в области охраны труда.
Представленные анимационные материалы наглядно раскрывают такие практические вопросы, как эксплуатация промышленного транспорта, погрузочно-разгрузочные работы, производство пищевой продукции, работа на высоте и многие другие.
Электронная платформа, на которой расположены разработки, предоставляет бесплатный доступ к методическим материалам и электронным сервисам.
Ознакомиться с платформой можно на интернет-ресурсе ФБГУ «ВНИИ труда» Минтруда России - https://safe.vcot.info/.
Рекомендуем руководителям и специалистам по охране труда исполь-зовать данные материалы в своей работе.

Найдено 1 документ
Макет коллективного договора
Опубликовано: 27.11.2023

В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации каждый работодатель обязан планировать и финансировать мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Одним из путей решения проблем, связанных с проведением мероприятий по охране труда, является максимальное использование средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма. В соответствии со ст. 6 Федерального Закона от 06.12.2021 г. № 390-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Фонд (в настоящее время – Социальный фонд России, сокращенно СФР) вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек, не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.

Срок подачи заявления на финансовое обеспечение предупредительных мер в территориальный орган СФР по месту своей регистрации - до 1 августа текущего года.         

Обращаем внимание, что необходимым условием для рассмотрения вопроса о финансовом обеспечении предупредительных мер является отсутствие на день подачи заявления у страхователя непогашенной недоимки, задолженности по пеням и штрафам, образовавшейся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимки, выявленной в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.

Минтруд России подготовил поправки в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Согласно поправкам, которые произойдут в 2023 году:

✔️ будет исключена возможность оплаты за счет страховых взносов расходов на реализацию антиковидных мероприятий;

✔️ сократится перечень документов, прилагаемых к заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мер;

✔️ для обоснования финобеспечения предупредительных мер вместо копии отчета о проведении спецоценки, достаточно будет приложить сведения о его идентификационном номере;

✔️ изменится перечень категорий работников, чье обучение по охране труда можно будет оплатить за счет средств СФР.

В частности, на учебу можно будет направить:

- руководителей организации и ее филиалов, их заместителей, на которых возложены обязанности по охране труда;

- руководителей структурных подразделений организации/филиала и их заместители без возложения на них полномочий по охране труда;

- работников, отнесенных к категории специалисты;

- специалистов по охране труда;

- сотрудников рабочих профессий.

Работодателям рекомендуем использовать имеющиеся возможности для выполнения своих обязанностей в части проведения мероприятий по охране труда.

Ужесточена ответственность работодателя за не оформление работника!

В целях реализации масштабного государственного проекта по легализации трудовых отношений госинспекцией труда в Ставропольском крае совместно с правоохранительными органами и органами местного самоуправления активно ведется работа в этом направлении. В связи с чем информируем о следующем.

• Отсутствие письменного трудового договора не свидетельствует об отсутствии трудовых отношений. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 67 ТК РФ). При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Кроме обязанности оформить трудовой договор работодатель обязан выполнить ряд действий:

• оформить приказ о приёме на работу, 

• заполнить трудовую книжку на работника, 

• провести предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, 

• провести инструктаж по охране труда, 

• выполнить иные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

При неофициальном трудоустройстве гражданина работодатель не выполняет все эти действия. Более того, работник, который устроен неофициально, лишается всех тех трудовых прав, которые работодатель должен ему предоставить в ходе осуществления трудовых отношений, например, право на ежегодный оплачиваемый отпуск, на пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и другие.

Обращаем Ваше внимание, что невыполнение каждого из этих действий является отдельным административным правонарушением, за которое предусмотрено отдельное наказание.

В соответствии с ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 5 указанной статьи то же нарушение, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отметим, что в случае привлечения работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ к ответственности одновременно могут быть привлечены и руководитель, и само юридическое лицо.

Что такое МРОТ

МРОТ (минимальный размер оплаты труда) - установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц, который работодатель может (должен) платить своему работнику.

C 01.01.2023 года  МРОТ увеличен до 16242 рублей.

Минимальный размер оплаты труда применяется для:

• регулирования оплаты труда;

• определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

• а также для иных целей обязательного социального страхования.

Согласно правилам, изложенным в статье 133 Трудового кодекса РФ:

• минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом;

• устанавливается за счет средств работодателя (а в бюджетных организациях - за счет средств соответствующего бюджета);

• месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Надо иметь в виду, что с МРОТ нужно сопоставлять не тарифную ставку или оклад, а всю сумму месячной зарплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Может ли начисляемая зарплата работника быть меньше МРОТ?

Согласно ст. 129 ТК заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

• оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);

• компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

• стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работника может состоять из нескольких частей (оклада, различных доплат, премий), поэтому работодатель может установить в локальном нормативном акте (штатном расписании) минимальный размер оклада меньше МРОТ, но при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат зарплата работника будет не ниже установленного минимального размера оплаты труда. Если работнику начисляют только оклад, значит, его размер не может быть меньше МРОТ.

Может ли выплачиваемая зарплата работника быть меньше МРОТ?

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работника не должна быть ниже минимального размера оплаты труда при одновременном выполнении следующих условий:

1.работник отработал полный месяц (норму рабочего времени);

2.работник выполнил все свои трудовые обязанности (норму труда).

Заработная плата работника - это его доход, с которого работодатель (как налоговый агент) удерживает НДФЛ. Поскольку доходом считается начисленная (т.е. сумма до уплаты налогов), а не выплаченная сумма (сумма, которую работник получает на руки), то фактически выплачиваемая работнику сумма может быть ниже МРОТ.

Труд совместителей оплачивается также пропорционально отработанному времени в зависимости от условий трудового договора (ст. 285 ТК). Работодатель не обязан производить доплаты до МРОТ лицам, работающим по совместительству, если размер оплаты их труда, указанный в трудовом договоре о работе по совместительству, не превышает минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер зарплаты в регионах

Законодатели субъекта Российской Федерации вправе установить свой размер минимальной заработной платы (назовем его для отличия - МЗП).

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ.

Кто определяет МЗП региона?

Минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ):

• правительства субъекта;

• объединения (федерации) профсоюзов;

• объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории конкретного субъекта РФ, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ.

Если работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять (статья 133.1 ТК). Соглашение действует со дня его официального опубликования.

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников предприятий и учреждений.

В соответствии с п. 2.27. Соглашения между Правительством Ставропольского края, территориальным союзом «Федерации профсоюзов Ставропольского края» и Региональным Союзом работодателей Ставропольского края «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2022-2024 годы работодатели обеспечивают выплату минимальной заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, относительно величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае, установленной на год в следующих размерах:

- в 2023 году 1,42 прожиточного минимума;

- в 2024 году 1,50 прожиточного минимума.

Легализация трудовых отношений – задача, решение которой приобретает особую значимость для всего населения, в неформальном секторе экономики работает по разным оценкам от 25 до 30% трудоспособного населения.

В Александровском муниципальном округе отдельные работодатели также предпочитают не оформлять трудовые отношения, а работники по-прежнему работают без оформления трудового договора, получая зарплату «в конвертах».

Работник, соглашаясь на выплату зарплаты в «конвертах», должен помнить, что неоформление в установленном порядке трудового договора является не только нарушением трудового законодательства, но в перспективе влечет за собой проблемы для работника. В условиях «серой схемы» трудовых отношений сотрудник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем, он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, так как для этого требуются свидетельские показания против собственного работодателя.

Не оформляя в установленном законодательством порядке прием гражданина на работу, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии. Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также других социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении жилья, получении платного образования и платных медицинских услуг.

Вместе с тем, работники должны помнить, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам не оформляет трудовые отношения, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан и перечислен работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Молчаливое согласие работников позволяет недобросовестным работодателям использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах и недоплачивать налоги в бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Обращаем внимание работодателей и работников на необходимость легального оформления трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, недопущения фактов неформальной занятости. В соответствии с действующим законодательством заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В округе проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Однако решить эту проблему без участия самих работников, соглашающихся на неоформление трудовых отношений, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно. Поэтому особое внимание уделяется информированию населения о негативных последствиях неформальной занятости.

В зданиях администрации округа, почты и поликлиники установлены приемные ящики, где каждый работающий может анонимно сообщить о работодателе, который использует труд наемных работников без оформления.

В случае отказа работодателя от оформления трудовых отношений и иных нарушений трудового законодательства граждане могут обратиться в управление труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального округа (адрес: с.Александровское, ул. К.Маркса, 30, телефон «горячей линии» 27987) и в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае (адрес: г. Ставрополь, улица Ломоносова 25).»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie